АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
9 декабря - Международный день борьбы с коррупцией
9 декабря в нашей стране отмечается Международный день борьбы с коррупцией.
В этот день в 2003 году в Мексике была проведена всемирная конференция, посвященная подписанию Конвенции ООН против коррупции. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию 8 марта 2006 года.
Согласно статье 1 данной Конвенции, государства-участники Конвенции, признают серьезность порождаемых коррупцией проблем и угроз для стабильности и безопасности общества, что подрывает демократические институты и ценности, этические ценности и справедливость и наносит ущерб устойчивому развитию и правопорядку, а также связь между коррупцией и другими формами преступности, в частности организованной преступностью и экономической преступностью, и в этой связи признают необходимость принятия и укрепления мер, направленных на более эффективное и действенное предупреждение коррупции и борьбу с ней.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Согласно статье 3 данного Закона, основными принципами противодействия коррупции являются признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
Принцип неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений реализуется посредством установления законодателем мер уголовно-правовой, административной и иной ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
В этой связи, в целях недопущения нарушений коррупционного законодательства и их предупреждения считаю необходимым разъяснить следующее.
Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность как за получение взятки, так и за дачу взятки, а также за посредничество во взяточничестве. Взятка может быть в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания услуг имущественного характера или предоставления иных имущественных прав.
Максимальное наказание за получение взятки (статья 290 Уголовного кодекса Российской Федерации) предусматривает штраф в размере до 5 миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет, или в размере до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 15 лет либо лишение свободы на срок до 15 лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 15 лет или без такового.
Максимальное наказание за дачу взятки (статья 291 Уголовного кодекса Российской Федерации) предусматривает штраф до 4 миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 4 лет или в размере до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет или без такового либо лишение свободы на срок до 15 лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет или без такового.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 324-ФЗ в Уголовный кодекс Российской Федерации также введена статья 291.2, устанавливающая уголовную ответственность за мелкое взяточничество - получение взятки, дачу взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей.
Максимальное наказание за мелкое взяточничество предусматривает штраф в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо исправительные работы на срок до трех лет, либо ограничение свободы на срок до четырех лет, либо лишение свободы на срок до трех лет.
Уголовным законом (статья 291.1 УК РФ) также установлена ответственность за посредничество во взяточничестве, то есть непосредственную передачу взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере.
Максимальное наказание за посредничество во взяточничестве предусматривает штраф в размере до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, или в размере до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового либо лишение свободы на срок до двенадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.
Кроме того, привлечение к уголовной ответственности также влечет негативные последствия в виде судимости, что в дальнейшем может негативно повлиять при трудоустройстве (как самого гражданина, имеющего судимость, так и членов его семьи).
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за незаконное вознаграждение от имени или в интересах юридического лица (ст. 19.28 КоАП РФ).
Данные деяния влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до стократной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
Кроме того, статьей 19.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего. Наказание по статье 19.29 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В этой связи всем работодателям необходимо иметь в виду, что статьей 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации установлены особенности заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими.
В частности, согласно положениям части 3 статьи 64.1 ТК РФ, части 4 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом на граждан, замещавших должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации и поступающих на работу в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы также возложена обязанность при заключении трудового договора с новым работодателем сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.
Таким образом, граждане, организации и должностные лица должны знать и соблюдать требования антикоррупционного законодательства, принимать меры по профилактике коррупции и формированию антикоррупционного поведения.
За 10 месяцев 2018 года правоохранительными органами района выявлено 15 преступлений коррупционной направленности, по некоторым проводится расследование, вместе с тем имеет место вынесение судом приговора и назначение наказания в виде штрафа в размере 480 тысяч рублей.
09.12.2018 в день Международного дня борьбы с коррупцией в прокуратуре района будет организована «горячая линия» по вопросам исполнения антикоррупционного законодательства.
Подводя итоги, хотелось бы обратить внимание на необходимость активизизации работы по противодействию коррупции, расширению системы правового просвещения и формированию у граждан нетерпимого отношения к коррупционному поведению, повышению эффективности совместной работы всех органов власти и институтов гражданского общества в целях искоренения этого негативного социального явления и призвать к неукоснительному соблюдению антикоррупционного законодательства.
Прокурор района В.Л. Даудов
АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПОЛОЖЕНИЕ О КОМИССИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ.docx